В целях обеспечения безопасности воспитанников физическое воспитание в учреждении образования должно быть организовано строго в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8), специфическими санитарноэпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее – ССЭТ), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525, Правилами, иными нормативными правовыми актами.
Педагогические работники в начале и в конце рабочего дня должны визуально проверять помещения учреждения образования, в том числе спортивный и музыкальный залы, плавательный бассейн, иные, на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающегося.
Инвентарь и игровое оборудование должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с временем года, возрастом обучающихся.
Готовность зданий, сооружений, территории, иных объектов, в том числе надворного и иного оборудования, должна быть отражена в акте о состоянии дел и необходимых мероприятиях по подготовке учреждения образования к организации образовательного процесса (приказ Министра образования Республики Беларусь от 20.04.2021 № 288 «Об отдельных вопросах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования»). При этом все предписания и рекомендации органов государственного пожарного надзора, учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, управлений (отделов) внутренних дел городского (районного) исполнительного комитета (местной администрации) должны быть исполнены.
Обращаем внимание, что согласно ЕКСДС руководитель физического воспитания несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, должен обеспечить строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Физическое воспитание осуществляется в соответствии с учебной программой, типовым учебным планом дошкольного образования, программами специального образования, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования на занятиях по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; занятия по образовательной области «Физическая культура»; индивидуальнодифференцированные занятия; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность) с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников.
Типовым учебным планом дошкольного образования, типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования предусмотрено от 1 до 3 учебных часов в неделю на реализацию содержания образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») в разных возрастных группах воспитанников учреждения образования. Начиная со второй младшей группы (от 3 до 4 лет) предусмотрено проведение одного занятия в неделю на реализацию образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» (при наличии бассейна); два занятия по образовательной области «Физическая культура» проводятся в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на физкультурной площадке (при хорошей погоде) в любое время года. При отсутствии бассейна проводятся три занятия по образовательной области «Физическая культура» в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на физкультурной площадке (при хорошей погоде) в любое время года.
Реализация содержания образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» также осуществляется в различных формах организации физкультурнооздоровительной деятельности: при проведении индивидуальнодифференцированных занятий с детьми, мероприятий активного отдыха (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья).
Согласно пункту 7 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физкультуры (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. № 38) в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой распределяются обучающиеся, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера.
Пунктом 68 ССЭТ определено, что занятия по физической культуре с воспитанниками специальной медицинской группы должны проводиться педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы.
Обращаем внимание на необходимость обеспечения качественной работы по взаимодействию педагогических работников с семьями воспитанников при разъяснении вопросов организации образовательного процесса в учреждениях образования, толкованию нормативных правовых актов, наполнению сайтов учреждений образования, информационных стендов в возрастных группах материалами по пропаганде здорового образа жизни, формированию культуры здоровья, приобщению к занятиям физической культурой и спортом, включая анонсы и итоги проведения мероприятий по данной тематике.
Из Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»