Формирование социальных навыков детей дошкольного возраста
В современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию, но и обладать социальными навыками: уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других. Социальная уверенность как качество личности проявляется в умении взаимодействия с другими людьми. Формирование социальных навыков начинается и происходит в учреждении дошкольного образования в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания, которое формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Задача педагогов учреждения дошкольного образования – помочь детям с раннего возраста приобрести опыт социально уверенного поведения и развить социальные навыки. Формирование социальных навыков детей дошкольного возраста предполагает формирование у детей навыков сотрудничества. Сотрудничество предполагает: навыки совместной групповой деятельности – ориентироваться на поставленную перед группой задачу, вступать в контакт с другими детьми для ее выполнения, обсуждать, планировать совместные действия, согласовывать свои действия и подчинять их другим, достичь результата и пережить радость успеха; умение руководить группой детей, выполнять роль лидера.
Мы понимаем, чем старше ребенок, тем важнее для него совершенствование своих индивидуальных способностей к успешному их применению в группе, развитие собственной активности и инициативы в групповой деятельности, осознание себя членом группы. Очень важно, чтобы ребенок уверенно мог сотрудничать с различными группами детей. Нередко невнимательность, плохое настроение и поведение, нежелание посещать учреждение дошкольного образования бывает из-за того, что ребенок не умеет общаться и играть с другими детьми, не находит себе друзей, ощущает себя одиноким и беспомощным. И тогда своим асоциальным поведением он пытается привлечь к себе внимание взрослых и сверстников.
Мы помогаем ребенку осознать себя как личность, научить следовать собственным целям и желаниям, принимать свои решения, предлагать свои идеи, развивать способности работать в группе, оставаясь в тоже время самостоятельной личностью, выражать свою точку зрения. Эта цель реализуется созданием в учреждении образования определенной атмосферы, «пространства», под влиянием которых дети открывают для себя партнера, ощущают радость общения, взаимопонимания и достижения результата в совместной деятельности. Цели совместной деятельности должны быть значимыми для ребенка, связанными с его потребностями, интересами, а приобретенный опыт должен быть обязательно положительным. Пережив радость, эмоциональное удовлетворение от деятельности, у ребенка сформируются побудительные мотивы к общению, к установлению контактов, к сотрудничеству с другими. Создание атмосферы сотрудничества включает: эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности; закрепление позитивных переживаний, радости успеха и удовлетворения, полученных в результате общения; желание, потребность и стремление к взаимодействию с другими. Игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. В игре формируются личность ребенка, развиваются ее положительные качества. Через игру происходит воспитание и социализация ребенка, подготовка его к взрослой жизни. Игра, по. Дж. Миду, - это деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли. Формирование социальных навыков происходит по стадиям: стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет группа людей.
Педагогические средства, используемые в работе:
- Формы проведения: экскурсии, посещение выставок, дидактические игры, самостоятельная и групповая игровая деятельность.
- Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая.
- Методы: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, встречи со знаменитыми людьми города, рассматривание иллюстраций, фото, рисование иллюстраций к произведениям, сюжетно-ролевые игры.
- Приемы: разъяснения, указания.
В работе по формированию социальных навыков детей большая роль принадлежит сказке. В учреждении образования создана детская площадка «Сказочная страна», которую дети посещают с интересом. Например, работа по сказке «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм рассчитана на три занятия: одежда для гномов, ковер для Белоснежки, горшок каши. После знакомства со сказкой, дети имитируют движения героев, играют в сказку, самостоятельно распределяя роли, придумывают окончание сказки, рисуют ее. Очень нравятся детям экскурсии в детскую библиотеку, музеи и предприятия города; тематические экскурсии: «Путешествуем по улицам города»; встречи с ветеранами войны и труда, почетными жителями города, местными поэтами и художниками.
Новый эмоциональный опыт формирует новые социальные побуждения и потребности, новые положительные качества и стремление к взаимодействию с другими. В результате проводимой работы дети учатся извлекать пользу из отрицательного и положительного опыта и выражать свой индивидуальный стиль деятельности, поведения; осваивают умение принимать себя и окружающий мир; уверенно чувствовать себя в группе сверстников и обществе; быть эмоционально более активными; успешно реализовывают свои способности в групповой деятельности; умеют договариваться, согласовывать свои действия и достигать желаемого результата. Формирование социальных навыков детей дошкольного возраста в будущем облегчит их обучение в школе.