РУС БЕЛ ENG

«Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе в период адаптации воспитанников»

Консультация для педагогов первых младших групп 

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая при неблагоприятных условиях может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.) Поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является настолько актуальной.

Традиционно под АДАПТАЦИЕЙ понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или к негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

  1. ВНУТРЕННИЙ КОМФОРТ (эмоциональная удовлетворенность)
  2. ВНЕШНЯЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ (способность легко и точно выполнять требования среды)

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются в настоящее время на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. При таком подходе речь идет только о «внешней» адаптации ребенка к детскому саду, о внутреннем же комфорте ребенка, его психологической адаптации к новым условиям жизни речи не идет. Приведенные ниже сведения о психологическом аспекте адаптации ребенка к детскому саду позволят в какой-то степени восполнить этот пробел.

Необходимо помнить, что детский сад является для ребенка САМОЙ ПЕРВОЙ РЕАЛЬНОЙ МОДЕЛЬЮ ОБЩЕСТВА (до этого его жизнь проходила как бы в «теплице» – семье, теперь же ему предстоит «высадка в грунт») и то, как он вольется в это общество без преувеличения определяет ВСЮ ЕГО ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ:

  • Стиль поведения во взаимодействии с незнакомыми сверстниками и взрослыми (необоснованная тревога, закрытость, настороженность, замкнутость, агрессивность, ожидание неприятного от общения с другими людьми или искренность, открытость, дружелюбие, умение самостоятельно разрешать конфликты)
  • Отношение к родителям («предатели» и обманщики, которым не стоит доверять или искренние друзья, вместе переживающие все радости и печали)
  • Отношение к самому себе (ощущение своей слабости, ненужности, своего бессилия перед взрослым миром или чувство собственной значимости, ценности, гордость за свои достижения)

Поэтому так важно, чтобы этот первый опыт жизни в обществе в конечном итоге дал ребенку ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД, а именно:

  •   позволил ребенку почувствовать уверенность в своих силах, почувствовать себя самостоятельным, но, в то же время, окруженным заботой;
  • внушил расположение к окружающим (незнакомым взрослым и сверстникам), желание общаться с ними;
  • позволил ребенку открыть для себя новый, интересный мир за границами привычного ему домашнего мира.

 В ходе комплексного исследования, проведенного учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза (длится около месяца)

Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом и психическом состоянии, что приводит к:

  • снижению веса,
  • частым респираторным заболеваниям,
  • нарушению сна,
  • снижению аппетита,
  • регрессу в речевом развитии
  1. Подострая фаза (длится 3-5 месяцев)

Характеризуется адекватным поведением ребенка: все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.

  1. Фаза компенсации (длится до конца учебного года)

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения ОСТРОЙ ФАЗЫ адаптационного периода:

  • ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ – сдвиги нормализуются в течение 10-20 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ – сдвиги нормализуются в течение месяца (30-40 дней), при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки (гигиенические навыки, еда, одевание и т. д.), может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. На этом фоне возможно усиление речевых дефектов (например, заикания), возникновение или возврат невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, недержание мочи и кала, частые болезни, инфантилизм – возврат к детским формам поведения)

ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ – помочь ребенку легко, насколько это возможно, адаптироваться к детскому саду, вовремя заметить признаки дезадаптации и не допустить развития ее тяжелой формы, сотрудничая с родителями и с психологом.

 Необходимые условия успешной адаптации ребенка к детскому саду:

  1.  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Желательно, чтобы ПЕРВЫЙ ДЕНЬ пребывания ребенка в детском саду стал для него не тяжелым испытанием, а праздником. В группе, где много новичков, можно провести целый «Праздник знакомства», для одного-двух новых детей – несколько игр, которые помогут им узнать имена детей, преодолеть скованность, включиться в жизнь группы.

Эмоционально благоприятная атмосфера в группе зависит прежде всего от педагогов, от их умения и желания создать эту атмосферу тепла, доброты и внимания. Для создания такой атмосферы для вновь поступившего ребенка, необходимо помнить о некоторых специфических особенностях адаптации разных «категорий» детей.

 НУЖНО ПОМНИТЬ:

  • Средний срок адаптации увеличивается по мере взросления детей
  • в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки, так как в большей степени эмоционально привязаны к матери (!)
  • дети с флегматическим темпераментом тяжелее проходят процесс адаптации, так как не успевают за темпом жизни детского сада
  • нелегко адаптируются единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые родителями и привыкшие к исключительному вниманию
  • леворукие дети, у которых преобладает активность правого полушария, более чувствительны к воздействию отрицательных эмоциональных факторов
  • серьезный тормоз для успешной адаптации детей – повышенная нервность воспитателя, его неровное, непоследовательное, противоречивое отношение к детям (причем, в первую очередь, к нервно расстроенным детям)

 2.   Формирование чувства уверенности в окружающем

Представьте себе впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад: вы в незнакомом городе, многие жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, которые проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясны (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, где вам предстоит жить, живут еще 15-20 человек. Они о чем-то говорят, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил, что все это значит. Ходить же одному по этому незнакомому городу вообще страшно – того и гляди заблудишься.

Согласитесь, картина не из приятных. Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем, а именно:

  • Знакомство детей между собой, их сближение друг с другом.
  • Знакомство с воспитателями, установление доверительных отношений между воспитателями и детьми.
  • Знакомство с группой и детским садом, их «освоение».
  • Знакомство со всем персоналом детского сада.
  • Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Знакомство с окружающим организуется в форме развивающих игр при соблюдении следующих ПРИНЦИПОВ:

  • Добровольность участия ребенка в игре;
  • Запрет на любую оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;
  • Предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир;
  • Непосредственное и охотное участие в игре взрослого, который вовлекает детей в совместную игровую деятельность;
  • Многократное повторение игр для успешного усвоения их всеми детьми.

 Подытоживая все сказанное выше, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

Психологическая помощь педагогов ребенку в процессе адаптации к детскому саду будет успешной при ПРАВИЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ самих педагогов (и, конечно, родителей) к этой проблеме. В данном случае вредна как недооценка ее серьезности (в этом случае ребенку не будет оказана необходимая поддержка), так и излишняя драматизация ситуации, в особенности со стороны родителей (так как ребенок «заразится» переживаниями взрослых и начнет сам негативно относится к детскому саду или яслям).

АДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИЕ к данной проблеме предполагает представление о приходе ребенка в детский сад как о первом серьезном испытании, проверке всех его знаний и умений, своеобразном жизненном «экзамене», довольно сложном для маленького человека, но необходимом для его дальнейшей адаптации уже во взрослом обществе. Роль взрослых состоит в том, чтобы принять этот «экзамен» у малыша с большим терпением и доброжелательностью, ведь даже среди взрослых людей немного найдется тех, кто любит сдавать экзамены и не чувствует из-за них ни малейшего дискомфорта.

поделиться в: