РУС БЕЛ ENG

Подпунктом 4.5 пункта 4 статьи 19 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования.

    В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 30 Кодекса обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

   Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса, организации процесса воспитания с обучающимися включают в себя:

- соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию помещений (групповые, спальные помещения, зоны отдыха (игр), общего назначения (спортивный и музыкальный залы, плавательный бассейн, другие помещения); к размерам, конструкции, расстановке детской, бытовой мебели, периодичности рассаживания воспитанников с учетом их функциональных ростовых параметров и установленных стандартов, а также рекомендаций медицинских работников; распорядку дня воспитанников; режиму работы воспитанников с электронными средствами обучения;

- оборудование территории и здания учреждения образования техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства;

- оснащение учреждений образования средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем, надворным оборудованием детских игровых площадок, иным имуществом в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством образования для реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования;

- учет индивидуальных возможностей, способностей и потребностей воспитанников при организации образовательного процесса;

- использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

- применение в образовательном процессе учреждений образования методик и технологий обучения и воспитания, основанных на результатах научных исследований в области дошкольного образования, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, обеспечивающих формирование моделей безопасного поведения обучающихся, в условиях учреждения образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;

- создание в учреждении образования условий, необходимых для формирования основ безопасности жизнедеятельности у обучающихся;

- наличие и периодическое обновление на официальных сайтах, информационных стендах учреждений образования материалов по профилактике детского травматизма, пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, в том числе на дороге, воде и вблизи водоемов, при пожарах и пр., обеспечению общественной безопасности и порядка действий педагогических работников и воспитанников при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда их жизни и здоровью;

- иные требования.

  В этих целях Министерством образования разработаны Правила безопасности организации образовательного процесса, организации процесса воспитания при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (далее – Правила). Правилами определены требования к организации пропускного режима, безопасного пребывания воспитанников в учреждении образования и на его территории, по обеспечению безопасности воспитанников при организации прогулки, проведении экскурсии и пр.

    За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении образования руководитель учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (выпуск 28), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 (далее – ЕКСДС). Обращаем внимание, что данное положение должно быть в обязательном порядке закреплено в должностных обязанностях педагогических работников.

   Необходимо не реже одного раза в полугодие рассматривать вопросы состояния травматизма воспитанников и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении образования на заседаниях коллегий структурных подразделений городских, районных, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно­властные полномочия в сфере образования (далее – органов управления образованием), систематически анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении образования, устранять условия, им способствующие, планировать и проводить мероприятия с учетом разработанных региональных межведомственных комплексов первоочередных мер по профилактике и предупреждению травматизма обучающихся в учреждениях образования.

В этих целях необходимо:

- обеспечить особый контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, положений инструктивно-методических писем, решений коллегий Министерства образования в части обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся, исключения возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций;

- постоянно проводить осмотр и обследование зданий, сооружений, оборудования (игрового, спортивного и надворного) и инвентаря на предмет их безопасной эксплуатации;

- принимать безотлагательно соответствующие меры реагирования при необеспечении безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении образования в целях исключения случаев халатного отношения педагогических и иных работников к своим должностным обязанностям;

- продолжать проведение мероприятий по укреплению материально­технической базы учреждений образования, в том числе оборудованию системами безопасности (системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, передачи извещений о пожаре «Молния», ручными системами тревожной сигнализации), поэтапной установке на дверях запасных выходов электромагнитных замков с функцией автоматической разблокировки при чрезвычайной ситуации, на ограждении территории (воротах, калитках) электромеханических замков и домофонных систем с возможностью дистанционного управления, звонков; созданию на базе учреждений образования автоплощадок с дорожной разметкой, автогородков и др.;

- включать вопросы профилактики уличного и бытового травматизма, соблюдения правил поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов, предупреждения пожаров, дорожно­транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационно­разъяснительной и воспитательно­профилактической направленности с воспитанниками и их законными представителями, педагогическими работниками (областные (районные, городские) акции и конкурсы, «родительские университеты», онлайн­форумы, интерактивные площадки, занятия с просмотром обучающих фильмов, квесты и др.);

- организовывать дистанционное информирование законных представителей воспитанников о проводимых тематических мероприятиях по вопросам охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактике детского травматизма, об ответственности законных представителей воспитанников за оставление детей в опасности, в том числе посредством мобильной связи, родительских чатов в мессенджерах и социальных сетях («Telegram», «Instagram», «WhatsApp», «ВКонтакте», «Viber» и др.);

- осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их законных представителей по  указанным направлениям в рамках межведомственного взаимодействия;

- оперативно информировать руководство о чрезвычайных ситуациях в учреждении образования;

- освещать эффективный опыт педагогических работников, законных представителей воспитанников по данному направлению в средствах массовой информации.

поделиться в: