Занятие — это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребёнком, направленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их познавательных потребностей.
Занятие имеет чётко выраженную структуру. Структура занятия — логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения. На занятии выделяют три основные части: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.
На данном этапе занятия методы и приёмы индивидуализируются и дифференцируются в соответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Обращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения педагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.
Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важно учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.
Успешное формирование познавательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неудовольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» — эта цель становится деятельностью самого ребёнка. Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперёд, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.
В ходе самоанализа рекомендовано затронуть следующие моменты содержания:
1 вариант.
Общая характеристика группы детей, в которой проводится занятие: длительность работы с данным возрастным составом детей, уровень интереса детей, их познавательных возможностей и особенностей, уровень сформированности коллектива, навыки взаимодействия в группе между собой в процессе обучения.
Оценка предварительной работы с детьми в рамках проводимой темы занятия, связь темы с другими в рамках программы (в первую очередь с предыдущей и последующей с ней).
Соблюдение требований, предъявляемых к проведению занятий: общие, гигиенические, воспитательные, дидактические, развивающие, требования сотрудничества, «экология» занятия.
Оценка способов организации деятельности детей на занятии (индивидуальная, групповая, фронтальная и их рациональное чередование на разных этапах занятия).
Подготовка воспитателя к занятию, характеристика используемых дидактических и раздаточных материалов и пособий, средств обучения, разных видов наглядности и их эффективность.
Анализ задач программного содержания занятия: образовательные, воспитательные, развивающие, их взаимосвязь и определение главной (ведущей). Формулировка специальных задач, связанных со спецификой занятия.
Глубина реализации поставленных задач в процессе проведения занятия, выбор оптимальных методов и приемов достижения запланированных целей деятельности (наглядные, словесные, практические, игровые, методы стимулирования, проблемно-поисковые методы и др.)
Факторы, влияющие на выбор методов обучения
Анализ структуры занятия (вводная часть: ее длительность, настрой детей на работу, умение заинтересовать, перевод целей деятельности педагога в цели деятельности детей; основная часть: ее длительность, рациональность перехода от одних задач к другим, логическая завершенность частей, методы и приемы обучения; заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка результатов деятельности детей, анализ продуктов детской деятельности)
Оценка взаимодействия воспитателя с детьми на всех этапах занятия, осуществление индивидуального подхода к отдельным категориям детей, способы привлечения их к коллективной работе. Реализация личностно ориентированного подхода на занятии (свобода выбора деятельности, партнера по игре).
Педагогическая оценка деятельности и поведения детей на занятии. Использование методов поощрения и соревнования детей.
Оценка степени удовлетворенности педагога от проведенной работы.
2 вариант.
Характеристика детей группы
Групповая дифференциация;
Уровень сформированности мыслительных операций;
Группа детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке;
Одаренные и способные дети, их потребности в процессе обучения.
Тема и задачи занятия
Тема занятия (полная формулировка);
Задачи образовательные;
Задачи развивающие;
Задачи воспитательные.
Обзор занятия (характеристика всех этапов занятия)
Подход к подбору содержания материала для каждого этапа занятия (с учетом уровня развития мыслительных операций у детей);
Структура занятия с учетом особенностей восприятия;
Использованные методы и приемы обучения. Их эффективность;
Характеристика уровня сложности конкретных заданий;
Формы работы на занятии, их эффективность; оборудование занятия, его назначение;
Психологические подходы на конкретных этапах занятия с конкретным ребенком;
Уровень активности, внимания и работоспособности группы и отдельных детей на каждом этапе занятия; способы их поддержки;
Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на занятии;
Оценка уровня знаний детей;
Пути устранения перегрузки на занятии.
Подведение итогов
Решение поставленных задач;
Недостатки в организации;
Оценка деятельности детей;
Психолого-педагогический контакт с детьми;
Эффективность занятия.
Важным моментом является выдержанность времени занятия с учетом возраста детей, оценка внешнего вида воспитателя дошкольного образования, его стиля общения с детьми.
Самоанализ занятия является одним из компонентов профессиональной педагогической культуры воспитателя дошкольного образования, позволяет взглянуть на результат своей работы с разных точек зрения.