Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся традиционно является одним из самых значимых и востребованных направлений работы учреждений образования. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии».
В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитательного процесса является гражданское и патриотическое воспитание как стратегический ресурс развития общества и государства в целом. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи «патриотизм» определяется как система знаний, ценностей, практических действий личности, общества и государства, направленных на развитие, процветание и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; мировоззренческое основание и глубокое чувство любви к своему Отечеству, готовность защищать его. Цель гражданского и патриотического воспитания, как и всего воспитательного процесса, обусловлена интересами общества.
В Республике Беларусь на уровне государственных документов определены приоритеты воспитания: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Статья 54 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь».
Таким образом, одной из главных задач на данном этапе является воспитание детей, с одной стороны, в традициях уважения к культурному многообразию мира, исторической и духовной общности славянских народов, а с другой – развитие у них гражданской идентичности и патриотизма. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из составляющих социально-нравственного и личностного развития, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к ближайшему окружению, к родному городу и к родной стране. Следует учитывать, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.
Особое внимание в рамках образовательного процесса в учреждениях образования и в условиях семьи должно уделяться:
- гражданскому и патриотическому воспитанию (приобретению воспитанниками первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях, воспитанию уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны (например, спортивные, культурные));
- идеологическому воспитанию (формированию у воспитанников первичных представлений об основах государственной идеологии, привитию им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и др.);
- духовно-нравственному воспитанию (формированию у детей основ нравственных представлений, накоплению опыта нравственного поведения, обогащению эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм (доброта, дружба, приветливость, любовь, честность, взаимопомощь), приобщению к общечеловеческим и гуманистическим ценностям и др.);
- семейному и гендерному воспитанию (формированию у воспитанников первоначальных представлений о семье в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества, близких людях, их взаимоотношениях и др.);
- трудовому и профессиональному воспитанию (освоению детьми основных бытовых умений и навыков, проявлению активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких и др.);
- воспитанию культуры быта и досуга (формированию у воспитанников первичных представлений о личной и общественной значимости хозяйственно-бытового труда, умений содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке, совместно со взрослыми готовить несложные блюда, сервировать стол и др.);
- экономическому воспитанию (воспитанию у детей трудолюбия средствами игровой деятельности и обслуживающего труда, знакомству с элементами экономической грамоты и др.) и др.
С целью повышения уровня ответственности за мирное и независимое настоящее и будущее страны, продвижение мирных инициатив и популяризацию созидательных ценностей следует применять разные формы организации воспитанников в образовательном процессе (занятия, игры, экскурсии, образовательные проекты и др.), методы и приемы (беседы, чтение произведений художественной литературы и др.), обеспечивающие формирование:
- уважения и толерантного отношения к представителям разных национальностей, беженцам, живущим в Республике Беларусь, их культуре и традициям;
- представлений о других странах и народах, их многообразии, особенностях их культуры, нормах поведения в разных культурах; уважения к национальным культурам других людей, миролюбия;
- осознания того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом;
- осознания общечеловеческих и национальных ценностей;
- интереса к труду взрослых и их профессиям, к родному краю, национальной культуре;
- осознания своей принадлежности к семье, малой родине, стране;
- представлений о людях, прославивших Беларусь, их деятельности и достижениях и др.